Четверг, 02.05.2024, 20:31
Приветствую Вас Гость | RSS

НА ОПУШКЕ

Главная » 2017 » Август » 6 » КОНТАКТЫ ЧЕЛОВЕКА С ДЕМОНАМИ БОЛЕЗНЕЙ: СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ И ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ НИХ.
19:10
КОНТАКТЫ ЧЕЛОВЕКА С ДЕМОНАМИ БОЛЕЗНЕЙ: СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ И ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ НИХ.

В народных представлениях славян почти всякая болезнь — это 
живое существо, с которым можно разговаривать, к которому можно об- 
ращаться с просьбами, приказами, угрозами. С болезнью ведут диалог, 
заключают договор, вступают в отношения побратимства, сватаются, ее 
обманывают, запугивают. К болезни обращаются с просьбой не прихо- 
дить, не нападать (если человек здоров) и уйти, покинуть его (если чело- 
век болен). 
Общение человека с болезнетворными демонами происходит как на 
вербальном, так и на акциональном уровне. При контакте с болезнью вы- 
деляются два главных момента: болезнь уже находится в человеке, она 
завладела им. Она пробила брешь в окультуренной зоне, нарушила гра- 
ницу, разделяющую мир человека и мир злых сил. Для того чтобы вос- 
становить первоначальный порядок вещей, человек прерывает вынуж- 
денный контакт с существом, вторгшимся в его пространство, изгоняет 
болезни обратно в чужое, неосвоенное пространство, для чего использует 
все известные народной традиции способы лечения. Это отгон болезни, 
устрашение ее, заговаривание, забивание недуга (в дерево, в косяк двери, 
в половицу), сожжение, смывание, передача его другому лицу, растению, 
животному, отправление болезни на тот свет, закапывание в землю, пу- 
скание по воде (терли горохом лишай, после чего болезнь «топили» в ко- 
лодце, считая, что там она перейдет в воду), по ветру (например, цветки 
боба, которыми потерли больное место, клали на подоконник, чтобы их 
унес ветер, и болезнь исчезала) и некоторые другие. 
Болезнь угрожает человеку. В этом случае цель установления кон- 
такта — предупредить ее появление, предотвратить заболевание, не дать 
болезни перейти границу «своего» пространства, чему служат охрани- 
тельные обряды (профилактика), широко распространенные у славян. 
В некоторых традициях они сохранились лучше, чем собственно лечеб- 
ные акты, и совершаются до настоящего времени. Многие превентивные 
меры, используемые в народной медицине, являются универсальными и 
входят в систему оберегов от всего злого вообще, например от персони-
фицированных стихийных явлений (ветер, вихрь, буря), от мифологиче- 
ских персонажей (МП) всех мастей, в том числе от тех, которые могут 
насылать болезни, порчу 1. 
Среди мер, принимаемых для охраны от болезней, можно выделить 
обряды универсального характера, которые исполняются для сохранения 
здоровья и как оберег от всех болезней. Наряду с этим существуют обря- 
ды более частного порядка, они направлены на охрану от какого-то одно- 
го конкретного недуга. Назовем некоторые из них. 
Омовение в реках, ручьях, у источников. Очистительные обряды 
совершались в определенные дни (Чистый четверг, Страстная пятница, 
канун Юрьева дня и др.) или окказионально: во время первой грозы, 
под ильинским дождем, т. е. во время дождя в Ильин день, росой утром 
Юрьева дня. 
Соблюдение запретов, за нарушение которых предусмотрена кара — 
болезнь: запрет вторгаться в локус болезней, где они могут напасть на 
человека, проникшего на их территорию (нельзя спать под деревьями 
определенных пород, на берегу реки, долго пребывать на болоте, где жи- 
вут многие болезни), беспокоить их (например, больного икотой окружа- 
ют вниманием, не говорят неприятных слов, стараются предупредить все 
его желания, не дразнить икоты, боясь, чтобы она их самих не посетила), 
отказывать в просьбе (больному дают все, что он хо чет, думая, что этого 
требует болезнь, живущая в нем), работать в неурочное время (в полдень средам) и др. 
Почитание дней святых — покровителей болезней и защитников от 
них. У восточных славян отмечались пятницы — Спасовская, Ильинская, 
пятница перед праздником Усекновения головы Иоанна Предтечи — они 
охраняли от лихорадок, а Козьмодемьянская — от головной и зубной 
боли 2. Св. Сильвестр также изгонял лихорадки за семьдесят семь верст. 
В южнославянских традициях многие календарные праздники от- 
мечаются именно в честь разных болезней, например день св. Атанаса 
(Афанасия) празднуют потому, что именно в этот день рождаются болез- 
ни, а св. Харлампия чтут потому, что он разносит болезни, т. е. бросает 
их на людей. Чтобы не болеть, в эти дни готовят обрядовую еду и не 
работают, боясь разгневать святых 3. Отмечая эти дни, человек надеялся 
тем самым умилостивить, задобрить злых духов, предупредить их не- 
желательный приход. 
Многие запреты на определенные виды работ также связаны с ан- 
тропоморфизацией болезней. Славянская традиция демонстрирует 
устойчивую связь многих святых с болезнями. Они являются покрови- 
телями определенных недугов, но иногда и их распространителями. Ср. 
болгарское присловье: «Варвара заварява болестите, а Сава ги разсява». 
Эта взаимосвязь видна и в том, что за нарушение запретов на опреде- 
ленные виды работ — прядение, ткачество, стирку в неурочное время 
или в праздники — Люция, Пятница, Среда, Варвара наказывают, насы- 
лая болезни на провинившихся. Люция поражает головной болью того, 
кто не празднует ее день, не готовит ей угощение. В подчинении Марии 
Магдалины находится холера. Святая наказывает тех, кто не ходит в цер- 
ковь в ее день, не молится, заражая их этой страшной болезнью. За не- 
почитание мстит и Параскева-Пятница: она причиняет головную боль, 
вкладывая пряхе кострицу от конопли, льна ей в голову, насылает ломоту, 
беспамятство. Как видно, святые могут быть не только заступниками, но 
и проводниками болезней. Болезнью наказывает св. Варвара тех, кто ра- 
ботает в ее день и не почитает ее. Кто работает в среду, наказывает Среда: 
прявшей, ткавшей в запретный день женщине насылает боль головы, ко- 
лики в груди. 
Болезни передвигаются в пространстве — они приходят к человеку из 
тех мест, где живут, со снежных гор, из пещер, лесов, болот, разбегаются 
по белому свету, тощие и заморенные, и с жадностью набрасываются на 
человека. Считалось, например, что 2 января Мороз или Зима выгоняют 
лихорадки вместе с нечистой силой из ада и они ищут себе пристанища 
по теплым избам. Чтобы преградить вход в дом незваным гостьям, утром 
этого дня омывают наговорной водой притолоки у дверей.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Причиной недомогания может стать встреча (контакт) с полудницей, 
лесной девой, бесом. Опосредованный контакт с МП также грозит бедой: 
вторжение (непреднамеренное) в локус самодивы, случайное причинение ей вреда или нарушение запрета появляться в месте, где собираются самодивы, самовилы, где они отдыхают, играют, танцуют, может вызвать тяжелейший недуг, считающийя в народе неизлечимым. Самодивы, самовилы лишают человека зрения, речи, ума, вызывают паралич, смерть (самодивска болест, русалска болест, полудяване) (см.: Георгиева И. Българска народна митология. София, 1983, с. 126). В то же время сербская вила может врачевать раны, так как хорошо знает свойства целебных трав. Самодива может наслать болезнь или ее отогнать (см.: Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Материалы к сравни- 
тельной характеристике женских мифологических персонажей // Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. Проблемы культуры. М., 1989, с. 104, 100). 

2 Булашев Г. Украïнський народ у своïх легендах, релiгiйних поглядах та 
вiруваннях. Космогонiчнi украïнськi народнi погляди та вiрування. Киïв, 1993, 
с. 229–230. 
3 Пирински край. Етнографски, фолклорни и езикови проучвания. София, 
1980, с. 479.

В.В. Усачёва. 

Просмотров: 466 | Добавил: Ladoga | Рейтинг: 0.0/0
Меню сайта
вход на сайт
Астрочасы
календарь
Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
облако
Луна