В народных представлениях славян почти всякая болезнь — это
живое существо, с которым можно разговаривать, к которому можно об-
ращаться с просьбами, приказами, угрозами. С болезнью ведут диалог,
заключают договор, вступают в отношения побратимства, сватаются, ее
обманывают, запугивают. К болезни обращаются с просьбой не прихо-
дить, не нападать (если человек здоров) и уйти, покинуть его (если чело-
век болен).
Общение человека с болезнетворными демонами происходит как на
вербальном, так и на акциональном уровне. При контакте с болезнью вы-
деляются два главных момента: болезнь уже находится в человеке, она
завладела им. Она пробила брешь в окультуренной зоне, нарушила гра-
ницу, разделяющую мир человека и мир злых сил. Для того чтобы вос-
становить первоначальный порядок вещей, человек прерывает вынуж-
денный контакт с существом, вторгшимся в его пространство, изгоняет
болезни обратно в чужое, неосвоенное пространство, для чего использует
все известные народной традиции способы лечения. Это отгон болезни,
устрашение ее, заговаривание, забивание недуга (в дерево, в косяк двери,
в половицу), сожжение, смывание, передача его другому лицу, растению,
животному, отправление болезни на тот свет, закапывание в землю, пу-
скание по воде (терли горохом лишай, после чего болезнь «топили» в ко-
лодце, считая, что там она перейдет в воду), по ветру (например, цветки
боба, которыми потерли больное место, клали на подоконник, чтобы их
унес ветер, и болезнь исчезала) и некоторые другие.
Болезнь угрожает человеку. В этом случае цель установления кон-
такта — предупредить ее появление, предотвратить заболевание, не дать
болезни перейти границу «своего» пространства, чему служат охрани-
тельные обряды (профилактика), широко распространенные у славян.
В некоторых традициях они сохранились лучше, чем собственно лечеб-
ные акты, и совершаются до настоящего времени. Многие превентивные
меры, используемые в народной медицине, являются универсальными и
входят в систему оберегов от всего злого вообще, например от персони-
фицированных стихийных явлений (ветер, вихрь, буря), от мифологиче-
ских персонажей (МП) всех мастей, в том числе от тех, которые могут
насылать болезни, порчу 1.
Среди мер, принимаемых для охраны от болезней, можно выделить
обряды универсального характера, которые исполняются для сохранения
здоровья и как оберег от всех болезней. Наряду с этим существуют обря-
ды более частного порядка, они направлены на охрану от какого-то одно-
го конкретного недуга. Назовем некоторые из них.
Омовение в реках, ручьях, у источников. Очистительные обряды
совершались в определенные дни (Чистый четверг, Страстная пятница,
канун Юрьева дня и др.) или окказионально: во время первой грозы,
под ильинским дождем, т. е. во время дождя в Ильин день, росой утром
Юрьева дня.
Соблюдение запретов, за нарушение которых предусмотрена кара —
болезнь: запрет вторгаться в локус болезней, где они могут напасть на
человека, проникшего на их территорию (нельзя спать под деревьями
определенных пород, на берегу реки, долго пребывать на болоте, где жи-
вут многие болезни), беспокоить их (например, больного икотой окружа-
ют вниманием, не говорят неприятных слов, стараются предупредить все
его желания, не дразнить икоты, боясь, чтобы она их самих не посетила),
отказывать в просьбе (больному дают все, что он хо чет, думая, что этого
требует болезнь, живущая в нем), работать в неурочное время (в полдень средам) и др.
Почитание дней святых — покровителей болезней и защитников от
них. У восточных славян отмечались пятницы — Спасовская, Ильинская,
пятница перед праздником Усекновения головы Иоанна Предтечи — они
охраняли от лихорадок, а Козьмодемьянская — от головной и зубной
боли 2. Св. Сильвестр также изгонял лихорадки за семьдесят семь верст.
В южнославянских традициях многие календарные праздники от-
мечаются именно в честь разных болезней, например день св. Атанаса
(Афанасия) празднуют потому, что именно в этот день рождаются болез-
ни, а св. Харлампия чтут потому, что он разносит болезни, т. е. бросает
их на людей. Чтобы не болеть, в эти дни готовят обрядовую еду и не
работают, боясь разгневать святых 3. Отмечая эти дни, человек надеялся
тем самым умилостивить, задобрить злых духов, предупредить их не-
желательный приход.
Многие запреты на определенные виды работ также связаны с ан-
тропоморфизацией болезней. Славянская традиция демонстрирует
устойчивую связь многих святых с болезнями. Они являются покрови-
телями определенных недугов, но иногда и их распространителями. Ср.
болгарское присловье: «Варвара заварява болестите, а Сава ги разсява».
Эта взаимосвязь видна и в том, что за нарушение запретов на опреде-
ленные виды работ — прядение, ткачество, стирку в неурочное время
или в праздники — Люция, Пятница, Среда, Варвара наказывают, насы-
лая болезни на провинившихся. Люция поражает головной болью того,
кто не празднует ее день, не готовит ей угощение. В подчинении Марии
Магдалины находится холера. Святая наказывает тех, кто не ходит в цер-
ковь в ее день, не молится, заражая их этой страшной болезнью. За не-
почитание мстит и Параскева-Пятница: она причиняет головную боль,
вкладывая пряхе кострицу от конопли, льна ей в голову, насылает ломоту,
беспамятство. Как видно, святые могут быть не только заступниками, но
и проводниками болезней. Болезнью наказывает св. Варвара тех, кто ра-
ботает в ее день и не почитает ее. Кто работает в среду, наказывает Среда:
прявшей, ткавшей в запретный день женщине насылает боль головы, ко-
лики в груди.
Болезни передвигаются в пространстве — они приходят к человеку из
тех мест, где живут, со снежных гор, из пещер, лесов, болот, разбегаются
по белому свету, тощие и заморенные, и с жадностью набрасываются на
человека. Считалось, например, что 2 января Мороз или Зима выгоняют
лихорадки вместе с нечистой силой из ада и они ищут себе пристанища
по теплым избам. Чтобы преградить вход в дом незваным гостьям, утром
этого дня омывают наговорной водой притолоки у дверей.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Причиной недомогания может стать встреча (контакт) с полудницей,
лесной девой, бесом. Опосредованный контакт с МП также грозит бедой:
вторжение (непреднамеренное) в локус самодивы, случайное причинение ей вреда или нарушение запрета появляться в месте, где собираются самодивы, самовилы, где они отдыхают, играют, танцуют, может вызвать тяжелейший недуг, считающийя в народе неизлечимым. Самодивы, самовилы лишают человека зрения, речи, ума, вызывают паралич, смерть (самодивска болест, русалска болест, полудяване) (см.: Георгиева И. Българска народна митология. София, 1983, с. 126). В то же время сербская вила может врачевать раны, так как хорошо знает свойства целебных трав. Самодива может наслать болезнь или ее отогнать (см.: Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Материалы к сравни-
тельной характеристике женских мифологических персонажей // Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. Проблемы культуры. М., 1989, с. 104, 100).
2 Булашев Г. Украïнський народ у своïх легендах, релiгiйних поглядах та
вiруваннях. Космогонiчнi украïнськi народнi погляди та вiрування. Киïв, 1993,
с. 229–230.
3 Пирински край. Етнографски, фолклорни и езикови проучвания. София,
1980, с. 479.
В.В. Усачёва.
|